Please reload

Новый африканский дневник (к 125-летию Н.С.Гумилева)

 

Африку, с которой многие из нас, зачастую, сталкиваются, выбирая те или иные туры, трудно назвать настоящей.  Истинная,  неприукрашенная  Африка запрятана  в  глухие дебри, за зыбучие барханы, в каньоны невообразимой глубины  – туда, куда обычным визитерам-иноземцам попасть не так-то  просто.

Желающие увидеть ее изнутри должны свернуть с проторенной дороги и углубиться  в  мир естественных звуков, непридуманных  красок, проникновенных ритмов, простых и понятных чувств. В мир  аборигенов, людей и животных, привыкших строить  отношения друг с другом  и с окружающей средой  в соответствии с  неизменными законами пустынь, саванн, джунглей.

Именно здесь сокрыта она – та самая Африка, что  для себя, для внутреннего пользования, а не напоказ. Где можно многому  удивляться, но  и многое постичь. Подобрать ключ к пониманию и принятию иной системы  ценностей, отличной от той, растиражированной и расфасованной, к которой  привыкли мы.

 Пожалуй, одно из таких, лишенных фальши, белых  пятен на темном континенте – Эфиопия. Tам люди, в большинстве своем, пока еще не позируют, а просто живут – обычной, отшлифованной  наждаком тысячелетий нелегкой  африканской жизнью.

Но если кого-то пугает перспектива столкновения с настоящей экзотикой нос к носу, со всеми вытекающими последствиями, то можно попробовать заглянуть за кулисы ангажированного африканского рая иначе, посмотреть на все это глазами других – отважных и самоо

тверженных искателей приключений, которые у нас в Отечестве никогда не переводились. Что бы в стране и со страной ни происходило, они всегда были, есть и, очевидно, будут – и ныне, и присно, и во веки веков. И, стало быть, у нас с вами,  любопытствующих, всегда есть шанс увидеть нечто яркое, необычное, зарядиться энергией авантюры и вдохновения для погружения во что-то новое, заманчиво-далекое, на первый взгляд безрассудное, но столь необходимое для утомленной души...

                                      

 

По абиссинским следам Гумилева

 

Сегодня апрель, и совсем не весенний пейзаж.

Не радуют кофе, лимоны, изысканность блюд.

Послушай, в далекой саванне, у речки Аваш,

Невиданный бродит верблюд.

Его отличают особая сила и стать,

И взгляд  поразительно мудрых, на выкате  глаз.

Такого, поверь мне, совсем не легко обуздать, 

И вовсе уж дик бесшабашный верблюжий экстаз.

                                                     

Когда на рассвете он розовым светом объят,

Его пробужденье приветствует птичий ансамбль.                    

И буйволы-ориксы с каменным видом стоят,      

Когда по саванне он движется, словно корабль.     

 

А, если, жары не боясь, переходит на бег –        

Трясется равнина и вихрем возносится пыль…   

Но ты  замечаешь лишь холод, да слякотный снег,

За бред принимая  мою  африканскую быль.

 

Не надо грустить. Поменяем дворец на шалаш,

И звезды на небе заменят вечерний салют.     

Послушай, далёко, далёко, у речки Аваш   

Невиданный бродит верблюд…

 

      Россия богата, конечно же, не только природными ресурсами. В первую очередь, она богата своей историей, культурой, а главное – людьми, яркими и неординарными личностями.

К  великому сожалению, мы плохо знаем своих героев, часто совсем не знаем, или знаем их однобоко. Особенно это касается  тех, кто жил и творил в лишенный каких-либо полутонов и оттенков черно-белый, или, правильнее, красно-белый период  времени, что

пришелся на начало и первую половину  XX века. К подобным людям можно отнести первопроходца внутренних территорий Восточной Африки русского офицера Булатовича, полярного исследователя  адмирала Колчака, «второго Пржевальского» генерала Корнилова и ряд других, чьи имена высечены  на скрижалях часовни-музея о.Федора Конюхова в Москве, на Садовнической. К ним же следует причислить и Николая Степановича Гуми
лева.

Большинству Гумилев известен, как талантливый поэт т.н. «серебряного века» русской поэзии. Кто-то еще  в курсе, что он состоял в супружеских отношениях с поэтессой Анной Ахматовой и был отцом Льва Гумилева, автора теории этногенеза. Но мало кто знает, что  он был насквозь  пронизан  не только духом высокой поэзии, но и духом  настоящих путешествий и приключений. Его поэтическая Муза была, одновременно, и Музой дальних странствий. Благодаря  экспедициям Николая Гумилева в Эфиопию  экспозиции Музея антропологии и этнографии в С.-Петербурге  (Кунсткамеры) обогатились коллекцией уникальных этнографических материалов, а мировая литература – поэтическими шедеврами  африканской тематики. Это, как правильно  кто-то отметил, наш русский Киплинг, безо всякого преувеличения!

Недалеко от Павелецкого вокзала, на каменной стене музея якорей и, одновременно, часовни в честь св.Николая Чудотворца, построенных о.Федором Конюховым, среди якорных лап, стел и бюстов выдающимся путешественникам и мореплавателям  появилась новая мемориальная доска. Первая и единственная в Москве, посвященная памяти Николая Гумилева и установленная по инициативе телекомпании СГУ ТВ и Современной гуманитарной академии. Сделана скромная попытка изменить существующую ситуацию и донести до сознания сограждан всю глубину, многоплановость  натуры  Николая Степановича Гумилева – путешественника, воина, поэта, простоту и величие его жизненного подвига.

Время и место выбраны не случайно. 2011 год – год 125-летия со дня его рождения, 100-летия проведения 2-й его  абиссинской экспедиции (из трех состоявшихся), и 90-летия с момента гибели в застенках ВЧК по сфабрикованному обвинению.

В мае с.г. завершилась длительная экспедиция на верблюдах по Эфиопии большого знатока диковинных мест нашей планеты,  путешественника-пилигрима, исследователя и, одновременно, художника, отца Фёдора Конюхова.  Получив  благословение и  оседлав верблюда,  он прошел, фактически, через всю Эфиопию в поисках  не только ответов на вопросы-загадки одной из древнейших  цивилизаций мира,  но и  истинного

лица Африки. Тысячекилометровый маршрут экспедиции, через Афарскую саванну, долину реки Аваш и Абиссинское нагорье до граничащего с Эритреей Аксума, проходил, в том числе, и по местам,  хранящим память о былых похождениях Гумилева. Как известно, поэт был привязан к этой части Африки.  Здесь он обретал и укреплял веру в себя, становился настоящим – не на показ –  мужчиной, реальным исследователем, проникался чувством здоровой авантюры, черпал вдохновение для творческого самовыражения, находил близких до духу  людей и поводы для удивления  публики в Санкт-Петербурге.

Кстати, вопрос на сообразительность: как вы думаете, что может быть общего между библейским царем Соломоном, чашкой утреннего кофе и Пушкинскими горами? Не догадались?

Все просто. Их связывает не что  иное, как Эфиопия, или Абиссиния – древняя африканская страна, родина кофе, сына Соломона и царицы Савской Менелика (ставшего первым государем в Аксуме аж в Х веке до нашей эры!), ну, и прадеда Александра Пушкина, знаменитого «арапа» Петра Великого Ибрагима Ганнибала. 

Это горная страна,  окруженная саваннами и пустынями и населенная множеством разных племен и народов, которых в ХIХ веке объединил, под флагом «черной» Эфиопской империи, негус Менелик Второй. Страна гигантских ущелий и живительных озер, где берет начало Голубой Нил, или Абай – главный исток великого Нила, вдоль которого с незапамятных времен, с юга на север и обратно, ходили караваны мулов и верблюдов. Конечно же, там, по определению, не могут не присутствовать в большом количестве крокодилы, пальмы, баобабы и прочие дикие звери, птицы и растения.

Но не только дикие. Это страна тружеников, скотоводов и земледельцев, подарившая миру, помимо кофе, и лучшие сорта пшеницы. Что, кстати, обнаружил побывавший там в середине ХХ века наш академик Николай Вавилов.

Это страна высокой и древней культуры, сохранившая тысячелетние духовные традиции и уникальные памятники человеческой цивилизации – такие, например, как каменные стелы Аксума, скальные церкви Лалибелы, многочисленные раннехристианские (действующие и поныне) монастыри. Давшая название целому континенту – по имени народа «афар», населяющего восточную часть Эфиопии, и явившая человечеству его прародительницу, женщину-австралопитека Еву-Люси, чей возраст определен в 3.2 млн. лет.

Это единственная африканская страна, сумевшая постоять за себя и не познавшая европейского колониального ига. Страна, в силу ряда причин, не имеющая выхода к морю, но ждущая, когда море само придет к ней. И это возможно,  и весьма скоро – в силу тех природных катаклизмов, что активно происходят в последнее время в этой части земного шара.

Речь идет об интенсивном опускании суши в районе т.н. «Афарского треугольника», в пустыне Данакиль, где уже достигнут абсолютный минимум уровня земной поверхности – минус 116 метров. Это не только самое низкое, но и одно из самых жарких мест на планете. Расползание земной коры с образованием гигантского провала, из которого изливается, подготавливая дно будущего моря, асфальтоподобная лава, стремительно продолжается.

Начиная с XIX века, Абиссиния просто тянула к себе русских деятелей, фигуры которых были одна колоритнее другой. Это и выдающийся авантюрист, вольный атаман Николай Ашинов, умудрившийся основать казачью станицу Новая Москва на побережье Красного моря, но не нашедший понимания и поддержки у российского правительства и вынужденный ретироваться под дулами орудий французского линкора. И отставной поручик Николай Леонтьев, за свои заслуги удостоившийся высшей награды эфиопского правителя, графского титула и даже ставший генерал-губернатором каких-то там провинций. И, уже упоминавшийся, лихой гусар Александр Булатович, первым из европейцев исследовавший юго-западную часть  страны и открывший в центре Африки труднодоступный хребет Николая II. Во многом эфиопская империя, как независимое африканское государство, избежавшее колонизации, состоялось благодаря явной и неявной помощи посланников из России.

Одна из интересных личностей, с которой пересекся Николай Гумилев в Африке – «русский эфиоп» и «русский Гоген» Евгений Сенигов, бывший военспец, направленный с миссией в Эфиопию, женившийся на знатной эфиопке и так там и осевший. Будучи талантливым художником, он  писал удивительные картины, включая портреты окружения императора Менелика II. По некоторым данным, приехав в 1923 году в Советскую Россию, как и Гумилев, был расстрелян чекистами. Встреча Гумилева с Сениговым, их совместные похождения  не могли не оставить следа в душе поэта.

Все это  отражено в документальном видеоцикле о необычном караванном переходе  Фёдора Конюхова из древнего Харера в еще более древний Аксум, где, как предполагают, еще со времен царя Соломона в одной из христианских часовен хранится библейский Ковчег завета. Именно так – «Ковчег завета» – и был назван экспедиционный проект, нацеленный на восстановление и развитие культурных, деловых и духовных контактов между Россией и Эфиопией. Цикл, автором которого стал видеодокументалист и участник экспедиции Владимир Зайцев, будет  показан по каналу «Первый образовательный».

 

Памятную доску Николаю Гумилеву открыли известный путешественник-миссионер, член Общественного совета телеканала «Первый образовательный» о.Фёдор Конюхов и Президент телекомпании СГУ ТВ Пётр Карпенко.

 

Двое в Африке
(посвящается Н.Гумилеву и Е.Сенигову и их встрече в Эфиопии в 1911г.)

 

Русский Киплинг и русский Гоген,
Озирая клыкастые горы,
Отдыхали в тени сикоморы.
Солнцем Африки взятые в плен.

А вокруг, меж хребтов и долин,
Простиралась провинция Кафа,
Где, не сложно, увидеть жирафа,
Где орел в небесах – властелин.

Что загнало их в дикую даль?
Что подвигло покинуть столицы,
Выбрав край, где, не светские, львицы
Разумеют свинец лишь и сталь?

Где темнеет в глазах от жары,

Где пустыни уходят в провалы,
Из болот поднимаются скалы
И коварней гиен – комары.

Может быть, это вызов судьбе?
Может статься, взыграла гордыня?
Или – способ  подумать о сыне
Вместе с мулом в тяжелой ходьбе?

Разве можно их в чем-то корить!

Два творца, Николай и Евгений,
Без скитаний и без приключений
Не умели ни жить, ни творить.

Жаждешь пламени – дуй на угли,
А не радуйся блеску лучины.
Вот и здесь:  два достойных мужчины,
Помолясь, подн

ялись, и пошли.

От привычных морозов и вьюг,
От сюсюканий и причитаний,

За три моря, дорогой исканий
На далекий, таинственный юг –

В Абиссинию, все побросав.
В яркий мир, где, внезапно, от блика
Оживает портрет Менелика,

Где изысканный бродит жираф…

                                                                      В.Зайцев

 

 

Please reload

Подпишись
Please reload

Теги
Please reload

Архив
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

 ПАРТНЕРЫ:

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

  • YouTube Классик
  • Instagram Классик
  • Вконтакте B App Icon

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от  05.04.2016

№ 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «ЛИГА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ»