Please reload

КРАСНЫЙ БУЕР ДЛЯ АНТАРКТИДЫ

 

В марте-апреле 2006 года в районе залива Короля Оскара на восточном побережье Гренландии прошли испытания парусного буера «Современная гуманитарная академия» оригинальной конструкции: вместо традиционных коньков  в качестве скользяще-несущих элементов здесь были использованы  лыжи.

 

Кому первому пришла в голову мысль поставить настоящий парусный тримаран на лыжи - путешественнику и мореходу Федору Конюхову, профессору и заслуженному изобретателю Михаилу Карпенко, или еще кому - теперь уже не важно. Важно другое. Перекочевав из головы в компьютер, идея эта очень быстро приобрела осмысленные формы и вскоре материализовалась в виде необычного снежно-ледового корабля. Настоящего, с мачтой и полным парусным вооружением. Корабля, которого, возможно, заждались и бескрайняя сибирская тундра, и заснеженная степь, и немереные просторы Арктики, и даже скрытая под ледовым панцирем в далеком чужом полушарии Антарктида.

Наиболее подходящим местом для ходовых испытаний построенного в Англии  буера могла стать только Гренландия. И вот, договорившись с Современной гуманитарной академией о проведении таких испытаний и, параллельно, продолжении традиционных экспериментов в области дистанционного образования, Федор Конюхов, с немногочисленной командой, отправился к берегам Земли, почему-то названной ее открывателями-викингами «Зеленой». Может быть, из-за нежно-изумрудного цвета айсбергов, постоянно откалывающихся от ее грандиозных ледников и, по извилистым фиордам,  как по желобам, устремляющихся в океан?  

Буер, или, как назвали его строители-англичане, «ice-boat», выкрасили в традиционный для Арктики красно-оранжевый цвет и, в разобранном виде, доставили на место. Здесь, вблизи Полярного круга на востоке Гренландии, и предстояло впервые узнать, как поведет он себя в реальных условиях высоких широт.

Экспедицию возглавил Федор Конюхов, он же - капитан и главный испытатель буера «Современная гуманитарная академия». Кроме него, в состав основной команды вошли координатор проекта,  помощник капитана Оскар Конюхов, тренер-консультант Владимир Мусарский и видеодокументалист, специальный корреспондент телекомпании СГУ ТВ Владимир Зайцев.

Испытания длились около трех недель. Все члены экспедиции остались живы.  Полученные результаты обнадеживают.

 

Район проводившихся испытаний – залив Оскара, фьорд Анмассалик, ближайшие ледники вблизи Северного полярного круга – был выбран не случайно. Это единственное место на, в общем-то, диком, растянувшемся более чем на две тысячи километров восточном побережье крупнейшего на планете острова, куда можно было доставить по морю аппарат и куда реально добраться из Европы, с пересадкой в Исландии, на перекладных самолетах и вертолетах. Здесь, как в изолированном анклаве, в двух-трех прибрежных поселках проживает почти все население Восточной Гренландии – в основном, эскимосы–иннуиты, чуть более полутора тысяч человек. Отсюда, забросившись на край крутого, до двух километров высотой, ледника, удобно стартовать в глубь гренландской территории. Одним из возможных вариантов испытательного маршрута рассматривалось пересечение острова  в западном направлении - около 700 км сплошной ледяной пустыни.

Сколько волнений пришлось пережить, когда после сборки десятиметрового буера на берегу залива и неловкой - из-за естественного отсутствия опыта - транспортировки его на ровный лед через прибрежный участок торошения,  были впервые подняты грот и остальные три паруса. Разлапистый аппарат и не думал трогаться, а, обманув нетерпеливые ожидания испытателей, остался стоять на месте, как вкопанный.  Причина - слабый ветер, бич любого парусника.

В подобном случае для сухопутного тримарана выход один – заходи с кормы, и толкай, пока есть силы. Лучше, конечно, с помощниками. А еще лучше – прицепившись к упряжке-другой ездовых собак.

Но вот подул ветер, и красный красавец с белыми крыльями, подобно бабочке, понесся по снежной равнине, поскрипывая гиком и шурша полозьями пластиковых лыж.  Буер одноместный, управляется из открытой кабины-кокпита одним человеком с помощью парусов и подвижной передней лыжи, соединенной с ножными педалями. Перед пилотом-шкипером – приборная доска, на которой расположены дисплей бортового GPS-навигатора, панель указателя скорости и направления ветра.  Тут же рычаги ручных тормозов для экстренной остановки. Как настоящий парусный корабль, буер может ходить зигзагами – галсами. А вот под каким углом к ветру – это предстояло выяснить.

А затем был снежный шторм – питерак. И гонка по фьорду в снеговом облаке, с гнущейся мачтой и готовым вот-вот сорваться штормовым стакселем.

Было томительное ожидание у моря погоды, восхождение на вмерзшие в залив айсберги, знакомство с современным бытом эскимосской коммуны.

В административном центре Восточного побережья Гренландии, поселке Тасилак,  состоялась встреча Федора Конюхова и гренландских путешественников-супругов Оно и Каро Флейшеров  с местным населением. Буквально перед этим Флейшеры завершили свой переход на собачьих упряжках, длиной в 4000 км,  через Аляску, Канаду и Гренландию.

Оказывается, эскимосско-алеутский этнос до сих пор составляет основу  этно-культурной империи, которая когда-то стала распространяться со стороны Сибири на восток и, в настоящее время, занимает арктические территории Чукотки, Алеутских островов,  северного побережья Американского континента и Гренландии. Быт и обычаи всех этих племен не очень-то разнится, где бы они ни жили - в России, Америке или Канаде. Входящая в состав Датского королевства Гренландия здесь не исключение.

Когда-то, давным-давно,  необходимость освоения новых промысловых ареалов вынудила древних зверобоев-эскимосов перебраться с арктической части североамериканского материка и Лабрадора на северную оконечность Гренландии, а затем расселиться, продвигаясь на юг, по обеим сторонам ее побережья. Менее суровым был западный берег, где сегодня расположена столица Гренландии – Нуук.  Высокое, круто обрывающееся в океан восточное побережье оказалось малопригодным для жизни.

До недавних пор охота и рыбная ловля были основным содержанием и главным смыслом существования иннуита. Без остроносого и быстрого каяка, без гарпуна, без водонепроницаемого одеяния из тюленьих и рыбьих шкур трудно было себе его представить. Ведь вся жизнь коренного гренландца, испокон веков, проходила на границе суровых скал, ледников и океана – гигантский остров, напоминающий заполненную льдом чашу невообразимых размеров, обитаем только на отдельных участках узкой, растрескавшейся и рассыпавшейся на несчетное число островков, бухт и проливов прибрежной полосы. И то, что удавалось добыть в море и рядом с ним за не столь уж продолжительный  охотничий сезон, кормило, одевало, согревало всю семью и весь род иннуита в течение долгой полярной зимы.

Появление на острове колонизаторов с востока – сначала исландских викингов, а, впоследствии, предприимчивых датчан - многое изменило в образе жизни местного населения. Шаманов формально вытеснили протестантские священники, вместо чумов появились благоустроенные домики, на смену утлым кожаным байдаркам и деревянным нартам с собачьими упряжками пришли моторные катера и снегомобили. Пороховое оружие, фактории и магазины, вертолеты и спутниковое телевидение завершили переустройство традиционного быта. Но корни остались там – далеко на западе. Поэтому, и собаки, и каяки, и бубны, и вырезанные из кости фигурки, и песни, согревающие душу северного человека и радующие залетных и заезжих гостей с юга, очень схожи у всех,  кто живет на этой «ледовитой» окраине мира.

 Встреча путешественников и аборигенов, а также эпизоды, связанные с испытаниями необычного российского парусного снегохода,  были показаны через спутник по исландскому, датскому и принимающему все это местному ТВ.

 А затем был неудачный вылет на ледник, чуть не завершившийся падением геликоптера, который сдуло резким порывом встречного ветра при попытке перебраться через кромку опоясавшего залив хребта. Было огромное, пустынное, ослепительно белое озеро где-то в горах и единственная красная точка буера на нем. Была длившаяся несколько дней отсидка под ледником в палаточном лагере, засыпанном снегом во время очередного, не в меру разбушевавшегося питерака. Были морозы, а с ними - обледенелые усы, бороды и такелаж,  и была оттепель со снегом, липнущим к ногам и лыжам. Были попытки преодоления на буере мощных сугробов и голых ледяных полей, заталкивание его на распаханную лавинами возвышенность и стремительные спуски по склону. Были следы белых медведей и полярные сияния, охота на гренландского тюленя и ловля глубоководного палтуса. Были коварные трещины вперемежку с торосами и удивительной красоты отражения гор в свободном ото льда водном зеркале фьорда. Было преодоление на собачьих упряжках горного перевала по рыхлой целине и ночная тропежка в меховых унтах в поисках заветной хижины на краю света - до полной победы и полного изнеможения.

Несмотря на то, что из-за крайне неблагоприятных погодных условий, вынужденной задержки на начальном этапе и ограниченных временных ресурсов экспедиции пересечение Гренландии отсрочилось до лучших времен,  главные  задачи, поставленные перед группой, были успешно решены. 

Впервые в мировой практике были проведены ходовые испытания пилотного образца нового безмоторного транспортного средства, спроектированного  по техническому заданию Современной гуманитарной академии – парусного буера на лыжах.

Получено принципиальное подтверждение функциональной пригодности  данного буера к использованию  в районах со сложными климатическими условиями - таких, где имеется устойчивый снежно-фирновый покров, дуют постоянные  ветра, существуют трудности с доставкой горючего (например, приполярные территории, районы Сибири и Крайнего Севера, Антарктида).

Определена область возможного практического применения подобных буеров: экономичное и экологически безопасное вспомогательное транспортное средство для осуществления местных коммуникаций и перевозки небольших партий груза,  экстремальный туризм, спорт, научные исследования.

В ходе испытаний, проведенных в разных рельефных зонах  (в акватории залива  Короля Оскара, в прибрежной полосе, на высокогорном озере, на ледниковом массиве), а также при различном  уровне снегового покрытия (от голого льда до полуметровых сугробов), при широком диапазоне температур (от -25 до 0 градусов С) и ветров (от полного штиля до шторма в 30-35 м/сек), была отработана тактика управления буером. Выявлены и некоторые недоработки в конструкции отдельных его узлов.

Попутно проводились традиционные испытания экспедиционного снаряжения, оборудования, продуктов питания, предоставленных российскими производителями - партнерами проекта.

Например, с помощью универсальных солнечных батарей, изготовленных зеленоградской фирмой «Телеком-СТВ» специально для этой экспедиции, удалось обеспечить надежную зарядку в полевых условиях аккумуляторов для цифровой профессиональной видеокамеры SONY DSR-170P и, одновременно, спутниковых и мобильных телефонов, приемников GPS. Эти же ударопрочные и влагонепроницаемые батареи на жестком алюминиевом основании использовались участниками экспедиции как… снеговые лопаты при рытье снежных пещер и возведении ветрозащитных стенок! Вполне надежно, при низких температурах и на серьезном ветру, показали себя спальные мешки и пуховые куртки компании «БАСК», палатки «Мегатест».

Повышенный интерес в Гренландии буер вызвал не только у иннуитов, но и у иностранных туристов, прилетающих отовсюду в поисках экзотики. Для кого-то – как еще один зимний аттракцион, для кого-то – как возможность пережить острые ощущения в авантюрном путешествии под парусом в стране вечного льда и белого безмолвия.

Когда-то, в далеком 1937 году, редакция газеты «Detroit News», объявив конкурс на разработку спортивного снаряда на коньках, удовлетворяющего определенным требованиям, и проведя, затем, первые соревнования, стала инициатором создания парусных буеров класса «DN». Гонки приобрели большую популярность. Как следствие - большинство спортсменов во всем мире до сих пор гоняются именно на коньковых парусных буерах этой формулы. По аналогии, Современная гуманитарная академия и Федор Конюхов вполне могли бы предложить свой вариант гонки - на лыжных буерах «СГА»!

Не заставило себя долго ждать приглашение от Оргкомитета международного  проекта «Antarctica Range» на участие в готовящемся состязании по скоростному пересечению Антарктиды от побережья до Южного полюса, участники которого могут использовать для передвижения любые, но только безмоторные средства  - лыжи, собачьи упряжки, кайты. А теперь - и парусный буер на лыжах.

 В ходе экспедиции был отснят богатый документальный видео- и фотоматериал.   Презентация документального цикла об испытаниях необычного буера в Гренландии прошла в Москве на IX Евразийском Телефоруме.

 Полное и окончательное завершение ходовых испытаний возможно лишь после  устранения сделанных Федором Конюховым конструктивных замечаний к тримарану. Новым  полигоном станет, по всей вероятности, зимний Байкал.

У участников экспедиции нет сомнений, что на доработанном варианте буера «Современная гуманитарная академия» успешное пересечение Антарктиды вполне возможно!

 

 

Please reload

Подпишись
Please reload

Теги
Please reload

Архив
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

 ПАРТНЕРЫ:

 

МЫ В СОЦСЕТЯХ

  • YouTube Классик
  • Instagram Классик
  • Вконтакте B App Icon

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от  05.04.2016

№ 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «ЛИГА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ»